Жанна Тигрицкая (junetiger) wrote,
Жанна Тигрицкая
junetiger

Супершкола. Уроки демократии.

Когда мы перешли в девятый класс, нам сменили классную руководительницу. И прежняя-то была не ахти какая: довольно примитивная старая дева, вечно причитающая: «При виде ваших безобразий у меня руки плетьми опускаются!» Надо было видеть эти «плети»: короткие и толстые сучки на круглом, как арбуз, низкорослом теле. Конечно,она не могла справиться с классом, в котором большинство составляли отпрыски местного бомонда. Это сейчас все привыкли к тому, что ученики дерзят педагогам и посылают их очень далеко и надолго, а в советские времена такое поведение осуждалось и наказывалось — поэтому девицы шипели и насмехались над биологичкой только за ее спиной, а в глаза лишь могли позволить себе немного вызывающий тон — да и то изредка. Но и слушать ее никто не хотел — тем более, выполнять какие-либо поручения, поэтому назначение новой классной дамы не стало для нас неожиданностью.
Когда на первый в учебном году классный час к нам пришла директриса в сопровождении географички, мы ничего не заподозрили: в первый же день в расписании значился ее урок, который, мягко говоря, не состоялся. Мы еще не отошли от длинных каникул, а солнце припекало почти по-летнему, на деревьях, растущих в школьном дворе, не было ни одного пожелтевшего листа, улица манила свободой и удовольствиями — кому бы захотелось слушать монотонный пересказ параграфа из учебника, в котором говорилось о полезных ископаемых страны! Это сейчас цены на нефть и газ, а также объемы их добычи и экспорта вызывают самый живой интерес даже у последнего бомжа, а в те годы люди не заморачивались такой ерундой. Ребята оживленно обсуждали свой летний отдых, делились впечатлениями под нудные завывания географички. Но неожиданно в ее мозгу что-то замкнуло и она начала орать. Вопли на какое-то время заставили ребят прервать разговоры и уставиться на училку с некоторым недоумением, но затем все опять отвернулись от нее и продолжили беседу. Видно, такое откровенное игнорирование взбесило ее, и она выбежала из класса, громко хлопнув дверью.
Мы были готовы к «разбору полетов», поэтому визит директора нас нисколько не удивил. Неожиданным оказалась новость: географичку назначили нашей классной руководительницей! Уж не знаю, что заставило администрацию принять такое решение, но, безусловно, оно было неправильным. Старшими классами руководить должен человек, пользующийся авторитетом у детей, а не слабонервная истеричка и зануда. Подростки — сложный народ: даже самые послушные дети начинают вдруг артачиться и взбрыкивать, девочки-отличницы забрасывают учебу и становятся похожими на тружениц панели, превосходящих папуасов и индейцев по части боевой раскраски, а пай-мальчики превращаются из робких и уважительных детей в развязных и агрессивных хулиганов. Поскольку класс состоял из отпрысков интеллигентных семей, то мы вели себя в рамках приличий, но и с неуважением по отношению к себе со стороны педагогов мириться не собирались — вот и выразили свое категорическое несогласие с приказом директора. Географичка разрыдалась и покинула поле боя, а битва продолжалась еще целый час.
Надо сказать, что школой уже довольно долго руководила Мария Павловна, пожилая и мудрая женщина, которая старалась погасить конфликт в самом его зародыше. И на это раз она поступила очень дипломатично, предложив нам подумать и найти решение возникшей проблемы. Наш комсорг Гриша только что вернулся из Всесоюзного молодежного лагеря «Орленок», где с ребятами проводились, выражаясь современным языком, тренинги по теме «Самоуправление». Как только директриса покинула класс, Гриша вышел к учительскому столу и просветил нас на эту тему. И мы, почувствовав себя взрослыми, просто загорелись этой идеей: неужели мы не справимся с поручениями педсовета, не найдем правильного подхода к лодырям, не сможем правильно организовать дежурства по классу и школе, не подготовим номера для смотра художественной самодеятельности или не выпустим праздничные и текущие номера стенгазеты? В порыве воодушевления каждый считал своим долгом внести вклад в дело демократии — коллектив фонтанировал идеями. И это наш разобщенный класс, в котором никогда не было даже намека на дружбу! Ветер свободы и независимости веял над нашими головами, заражая нас энтузиазмом и уверенностью в том, что у нас всё получится.
На следующий день Мария Павловна снова пришла к нам, чтобы выслушать предложения. Захлебываясь словами от восторга и блестя глазами, Гриша сбивчиво доложил директрисе об итогах нашего обсуждения и принятом решении: самоуправление — единственный приемлемый для нас вариант! Мы были готовы отстаивать свою точку зрения, доказывать, что мы справимся — но ничего этого не понадобилось: она с нами согласилась! Это было очень неожиданно, и класс притих. Но тут директриса задала нам вопрос на засыпку: а кто будет отчитываться за наш класс на педсоветах, собирать статистику и проводить родительские собрания? Нам самим это как-то в голову не приходило, и мы задумались. Однако на выручку пришла сама Мария Павловна: она спросила, кто из учителей пользуется самым большим авторитетом в нашем классе — и все дружно ответили: «Тамара Алексеевна!» Эта молодая красавица вела у нас спецпредмет «Англоязычная литература» и была обожаема и мальчиками, и девочками. Директриса предложила нам уговорить Тамару Алексеевну представлять наш самоуправляемый класс на педагогических мероприятиях. Конечно, мы с радостью согласились!
Видимо, и молодая учительница относилась к нашему классу с симпатией, потому что, несмотря на то, что у нее был маленький ребенок, дала свое согласие. Мы же все намеченные мероприятия всегда согласовывали с ней, бегали посоветоваться по любому поводу, делились своими радостями и проблемами: множество незримых нитей все крепче и крепче связывало нас с любимой учительницей, которая оставалась с нами до самого выпускного вечера. Мы чувствовали себя свободными и искренне верили, что в классе введено самоуправление, и только спустя много лет я поняла, насколько деликатно и мудро опытная директриса и молоденькая учительница осуществили операцию по смене классного руководителя в мятежном коллективе.
Subscribe

  • Начать сначала

    Начать сначала никогда не поздно! Вот не начать, коль счастья нет — грешно: Возможно, просто не сложились звезды, Иль Кем-то вместо нас…

  • Тополиный дух

    Наконец наступили денечки Солнца, света, тепла торжества! На деревьях полопались почки, И из них показалась листва: Словно бусинами из малахита,…

  • Мерцают пасхальные свечи...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Начать сначала

    Начать сначала никогда не поздно! Вот не начать, коль счастья нет — грешно: Возможно, просто не сложились звезды, Иль Кем-то вместо нас…

  • Тополиный дух

    Наконец наступили денечки Солнца, света, тепла торжества! На деревьях полопались почки, И из них показалась листва: Словно бусинами из малахита,…

  • Мерцают пасхальные свечи...