Жанна Тигрицкая (junetiger) wrote,
Жанна Тигрицкая
junetiger

Турлагерь. Сабантуй

сабантуй угощение

сабантуй скачки

На утренней линейке отец объявил, что в воскресенье на соседнем лугу будет проводиться Сабантуй — национальный татарский праздник, и нас пригласили принять в нем участие. Никогда раньше я не слышала это слово — вот и пристала с расспросами к учительнице, которая вела у нас кукольный кружок. Она мне объяснила, что это старинная народная традиция - ей селяне отмечают завершение весенних полевых работ, и пообещала, что я увижу много интересного. Ее слова еще больше разожгли мое детское любопытство — с каким же нетерпением я ожидала этот день!

Спозаранку на луг стали прибывать грузовые автомобили: на них привезли множество разных вещей, необходимых для праздничных соревнований и гуляний. С обеих сторон от дороги, прямо у въезда на луг, вкопали столбы и растянули транспарант «Добро пожаловать на Сабантуй!», на самой поляне расставили столы со всевозможными яствами и рядом с ними - автоцистерну с квасом. Наши ребята помогали прибывшим подготовить площадку для игр и состязаний: они носили бревна, сложенные на опушке леса недалеко от пасеки, разгружали машины. В самом центре круга вкопали отполированный до блеска столб, наверху которого висели новые сапоги.

Тем временем народ прибывал: колхозники, как горох, высыпали из кузова грузовиков, где заранее были установлены длинные лавки. На автобусе приехало районное начальство и городские артисты, одетые в народные костюмы. Жители соседнего села, нарядные и степенные, тянулись непрерывной цепочкой по деревенской дороге, а наши знакомые ребята прискакали на лошадях, стреножили их рядом с палатками и отправились на Сабантуй.

И вот праздник открыли: первым выступил с речью секретарь райкома, потом начался концерт. Какими красивыми мне показались артисты: как будто они были сказочными персонажами, а не обычными людьми! Исполнители башкирского танца были одеты в темно-синие бархатные костюмы, перепоясанные кушаками, мягкие сапоги, а на головах у них красовались шапки отделанные рыжим мехом, причем сзади свисал настоящий лисий хвост! От танцевальных пируэтов хвост раскачивался — как будто живой зверек отплясывал на голове у артиста! Мне это показалось таким забавным, что я расхохоталась, дергая отца за руку и указывая на танцоров. Кавалеры демонстрировали свою удаль, а девушки двигались медленно и томно, слегка прикрывая лицо вывернутой ладонью — будто смущаясь. Они тоже нарядились в темные приталенные жакеты, поверх которых были надеты бусы из блестевших на солнце монет — монисто. Затем вышли кураисты и исполнили песню «Сандугач» - «соловей» в переводе на русский. Мелодия была протяжной и грустной — возможно, мне так показалось из-за своеобразного хрипловатого звука, издаваемого этой длинной тростниковой дудкой — национальным башкирским инструментом. Но печаль ненадолго задержалась в моем сердце, потому что танцоры успели переодеться и сплясали зажигательный украинский гопак — особенно мне понравились венки яз ярких цветов и лент на головах у девушек. Много было исполнено и других танцев: русских, татарских, чувашских и спето разных песен — начинали артисты, а подхватывали все присутствующие, и мощный звук многоголосого хора разносился над полями по всей округе.

После концерта начались состязания и игры. Мужчины соревновались в борьбе, причем не обычной, а довольно смешной: обхватив соперника кушаком, пытались одним рывком свалить его на землю. Другие в это время уселись на закрепленное на двух столбиках бревно и лупили друг друга мешками, набитыми сеном, стараясь усидеть верхом, а не оказаться поверженным противником. Молодые ребята и мужики постарше безуспешно пытались залезть на гладкий столб и забрать сапоги, но неизбежно сползали, не добравшись до верха, и только самому отчаянному из деревенских парней удалось это сделать. Как же мы все радовались за него, как неистово хлопали в ладоши! Потом еще были конные соревнования: наездники стартовали где-то за деревней, а финишировали на лугу — под восторженные крики болельщиков.

Когда спортивная программа закончилась, народ расселся на травке вдоль опушки, в тени деревьев и приступил к трапезе. Люди и с собой привезли еду, и раскупили доставленные из города деликатесы: пироги и пирожки с разными начинками, беляши и вак-беляши, в которые кроме мяса полагалось еще класть сырую картошку, а также сказочно вкусное блюдо на меду — чакчак. Запивали все это праздничное угощение холодным компотом из сухофруктов, квасом, пивом, лимонадом и, конечно же, кумысом — кобыльим молоком, забродившим настолько, что из бутылки иной раз вышибало пробку. Ни водки, ни самогона не было — людям не надо было себя искусственно взбадривать — и так всем было весело и радостно. Отдохнув после плотного обеда на свежем воздухе, народ начал потихоньку собираться домой — и к вечеру на лугу не осталось ничего, даже мусора — только вытоптанная трава говорила о том, что здесь проводилось гулянье. Сабантуй — праздник плуга — удался на славу!

Продолжение следует.

сабантуй столб

сабантуй битва мешками

сабантуй кушаки

Tags: Сабантуй, Турлагерь, дети, жизнь в СССР, каникулы, лето, праздники
Subscribe

  • Не сходить ли нам за грибами

  • Бирюзовая скорлупка

    В лесу гуляя, мы нашли скорлупку Прекрасную, как неба бирюза - Быть может, это птенчик скинул шубку Иль из гнезда похитила гроза. Как камень…

  • Похороны Олимпизма

    Посмотрела бесконечное и нудное открытия Олимпиады в Токио - неприятно удивила унылая похоронная атмосфера. А вам понравилось?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments